22.11.2019 Литкафе. «Русский авангард – обманчивый опыт в вечном искусстве», и участники встречи определяли его место в нашей истории.

Compressed file
Compressed file

22 ноября в Литературном кафе собрались любители поэзии и живописи периода конца 19 и начала 20 веков. В России это замечательное время назвали Серебряным веком и Русским авангардом, «когда в культуре Россия опередила Европу».  Участвовали в обсуждении темы как ценители этого направления, так и противники. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, “всеобщей переоценки ценностей”. Появились такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась “уйти” от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики.Почему мы в 21 веке так не равнодушны к творчеству  этого периода,  что побудило такой всплеск в искусстве и ломку всех эстетических идеалов? Вместе с ведущим вспомнили о научных открытиях  и как они изменили жизнь, как возникли разнообразные течения в искусстве. Самые яркие из них в поэзии Серебряного века были: символизм, акмеизм, футуризм уже как авангард и имажинисты. Назвали их имена и почитали стихи некоторых из них: «родоначальника» символизма Валерия Брюсова  - «Женщине» , «Памятник», Александра Блока – стихи любимые многими: «Незнакомка» и «В ресторане», Зинаиду Гиппиус – «Числа» и поговорили  о значении этих чисел. Символисты утверждали свою идею понимания: «познание мира через эстетические ценности». Прочитали стихи последователей акмеизма «с взглядом на личность, как данность, которую надо раскрывать , а не формировать»:  Николая Гумилева - стихотворение «Жираф», Анна Ахматова - «Я спросила у кукушки», Осипа Мандельштама - «Концерт на вокзале». С удовольствием поговорили об имажинисте Сергее Есенине и почитали любимые стихи. И наконец, разговор перешел к футуристам.

Compressed file
Compressed file
Compressed file
Compressed file

Период же «Русского авангарда» невозможно себе представить без Владимира Маяковского, живописи Кандинского и Малевича. Огромное значение имели и  выдающиеся открытия в области математеики и атомной физики. Для того, чтобы понять тектонические сдвиги рубежа веков в науке и искусстве, в интересной и образной форме  преподаватель физики и точных наук Сергей Лиходеев рассказал о связи алгебраических доказательств на гармонию произведений и творческих исканий и изобразительные способы выражения авангардистов. Несмотря на кажущуюся «заумность» определений, дух времени стал более понятен, когда  ученики 9-го класса средней школы при Посольстве России Антон Андреев, Иван Свинарчук и Семен Палкин превосходно прочитали стихотворения Валерия Брюссова - «Мир электрона», «Пространство N-измерения» и  Зинаиды Гиппиус «Числа». Футуристы вообще-то вышли на литературную арену несколько раньше акмеистов. Они объявили классику и всю старую литературу как нечто мертвое. «Только мы - лицо нашего времени», - утверждали они. Русские футуристы - явление самобытное, как смутное предчувствие великих потрясений и ожидание грандиозных перемен в обществе. Это надо отразить в новых формах. «Нельзя, - утверждали они, - ритмы современного города передать онегинской строфой». Футуристы вообще отрицали прежний мир во имя создания будущего; к этому течению принадлежали Маяковский, Хлебников, Северянин, Гуро, Каменский. В декабре 1912 г. в сборнике "Пощёчина общественному вкусу" вышла первая декларация футуристов, эпатировавшая читателя. Они хотели "Сбросить с парохода современности" классиков литературы, выражали "непреодолимую ненависть к существовавшему языку", называли себя "лицом времени"Особенный интерес вызвал разбор творчества «Трибуна Революции» - Владимира Маяковского. До наших дней он продолжает оставаться великим поэтом и художником революционных преобразований в России. На встрече прозвучали его стихи «Послушайте», «Левый марш», «О советском паспорте», Много говорилось о его плодотворной деятельности в театре и кино. Бельгийский поэт Степан Князев с необыкновенной душевностью прочитал  лирическое письмо  «Лилечка» и стихоторение собрата Маяковского по «Авангарду» Николая Крученых «Уехала». Интерес к поэзии подогревался выступлениями гостей встречи; звучали стихи Николая Гумилева «Жираф», Велимира Хлебникова «Свобода» и «Бобэоби», Марины Цветаевой «Хочу у зеркала, где муть...»,  Не остался в стороне и Сергей Лиходеев: он прочел  свое новое стихотворение, посвященное «Черному квадрату» Казимира Малевича. Большой интерес вызвало выступление профессора русской словесности из университета г. Гента — Алексея Юдина. Он убедительно рассказал о влиянии творчества «авангардистов» на современный литературный язык и привел этому явлению интересные практические примеры. Участники встречи могли подробно ознакомиться с произведениями, которые прозвучали на встрече. Организаторы подготовили обширное досье для каждого, кто захотел еще раз перечитать произведения поэтов «Авангарда» и предшевствующего ему «Серебряного века». 

 Всем понравилось и угощение, которое в этот раз напоминало шедевры  “Авангарда»: «Рябчики с ананасами», торты «Черный», «Красный», «Белый» квадраты и пр. Еще долго после окончания вечера гости не расходились, дискутируя об «Авангарде» и его выдающемся наследии в росийском и мировом искусстве.

Compressed file
Книги поэтов Серебряного века и Русского авангарда библиотечного фонда Российского центра науки и культуры в Брюсселе.
Compressed file

АВАНГАРДНАЯ ПОЭЗИЯ В РОССИИ. ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ.

 

К итогам встречи в Литературном кафе РЦНК 22.11.19

 

С 1907 в пространстве авангардной живописи начинает формироваться новое литературное Течение Авангард. определяя главное отличие авангарда - направление в искусстве заявляющее о разрыве с предшествующей литературной традицией.

И ставит своей задачей создание принципиально нового языка повествования и изображения. Авангард разрывает с традицией. Центральными фигурами русского авангарда в поэзии становится Велемир Хлебников, цель которого была создание нового поэтического языка на основе такой идеи. Русский язык необычайно богат. Богатство значения слова спрятано в корне, поэтому создавая различные  неологизмы и новые грамматические формы, мы позволяем раскрыть ту смысловую потенцию корня.

Ранним программным  стихотворение Хлебникова становится знаменитое «смехачи», где все слова образованны от одного «смех». Крупнейшими представителями группы авангардной поэзии становится группа «Гилея», лидером которой был Давид Бурлюк. Куда так же вошли Хлебников, Алексей Кручёных, Василий Каменский, и в 1912 году Маяковский. Уже после это группа выпускает своё главное программное заявление, манифест «Пощёчина общественному вкусу»»

 Этот документ и стал декларацией новых принципов в искусстве. Манифест начинался следующими словами: «только мы голос нашего времени. Рог времени трубит в нас».

И ниже «бросим Пушкина Лермонтова Гоголя  с корабля современности» (цитата - призыв из оригинала)

Именно «бросим», когда текст, придумывался, Маяковский был одним из авторов. И первоначальных вариант был «сбросим», что более логично, но Маяковский сказал: «если мы сбросим п л г с корабля, значит мы допускаем то, что они там были. Но идея в том, что они не отражают современного искусства. Мы их не уничтожаем. Их просто нет. Современный мир требует другого языка, поэтому мы их только бросим. Их здесь не стояло».

В этой листовке обозначено основные черты нового искусства, главным из которых является появление нового поэтического языка. На что делали акцент авангардисты, которые к 1913 году получат имя футуристы от имени итальянской литературно-художественной группы основанной Томаззо Маринетти  (группа поэтов-футуристов Италии).

Хороший пример привёл Маяковский в одной из своих ранних статей. Он процитировал стих о начале 1 мировой войны из 3 строк. Когда его читаешь, складывается впечатление, что это единый текст, а в статье Маковский раскрывает простой секрет, замечая, что это не один автор написал, а три автора Брюсов, Бальмонт, Городецкий. Почему возможно взять строфы из 3-х авторов, и соединить их в единое? Потому что стёрта индивидуальность.

Потому что поэзия говорит шаблонным языком, в котором трудно сохранить свою индивидуальность. Поэзия должна изменить сам взгляд на мир. Поэты должны найти принципиально новый язык. (Из манифеста футуристов.) Ведутся самые смелые поиски и крайний вариант – создание заумного языка, идея создания которого принадлежала Хлебникову. Наиболее активно разрабатывал его Кручёных. Идея заумного языка опиралась на утверждения, что смысл стиха начинается не со слова, а со звука. Звук обладает определённой семантикой. Что любой элемент формы значим. Это было открытие авангардистов. Например, возьмите сочетание звуков «бо». В нём есть что-то торжественное.  А если произнести 2 раза «бобо» интонация утрачивается, меняется, хотя привычный смысл в эти слова не вкладывается.

У Кручённых есть ряд стихов на заумном языке, самое знаменитое из которых:

 

Дыр бул щил
убещур
скум

вы со бу
р л эз

 

(Хорошо, что его не было в списке наизусть!)

И в манифесте было заявлено, что это стихотворение – выше самого Пушкина, что умели футуристы - это эпатировать публику. Весь русский футуризм начинается с вызова: «привычным жизни и искусству.» Когда в группу вступил Маяковский, он оказался блестящим оратором, который умел противостоять публичной полемике самым агрессивным образом. Но творчество Маяковского стоит особняком. Здесь можно отметить точку зрения противника Маяковского Ходасевича, который в год смерти Маяковского, написал злую статью под названием «декольтированная ложь».

Он говорил, что поэзия Маяковского это поэзия, чей срок жизни равен лошадиному веку, 20 лет, т.е лошадиная поэзия. «Поэзия, которая держится на тяжёлом эпатаже, через 20 лет это перестанет удивлять.»

Возникает такая мысль, если другие футуристы были интересны хотя бы тем, что они ломали привычные каноны, и искали смысл там, где его раньше не искали: в звуке, в неологизмах, то Маяковский на фоне других авангардистов предатель, так как он вернул поэзии смысл. У него нет стихов, в которых торжествует абсолютная новизна языка и Ходасевич прав. Поэзия Маяковского может казаться страной и непонятной, но при детальном анализе мы приходим к единому выводу: поэзия Маяковского поэзия смысла, но этот смысл выражается в совершенно иную эмоциональную силу. Поэзия Маяковского, поэзия невероятной эмоциональной выразительности. Он ломает стереотипы восприятия поэтического текста. Создаёт уникальную лирику, главной темой которой становится тема одиночества, непонимания творчества, и тема любви, а сам герой - романтический по своей природе, потому что он герой, масштабы которого постоянно меняются. Он совмещает в себе черты поэта и Христа, и обыкновенного человека, и творца, и это соединение неделимого создают сложнейшую коллизию лирики Маяковского. Вот почему поэзия Маяковского интересна в наше время и полезна современным поэтам. Андрей Вазнесенский – пример тому (на литкафе читали «Охота».

Андрей Вознесенский (1933 — 2010) — один из наиболее известных «поэтов-шестидесятников». Наряду с ОкуджавойАхмадулинойЕвтушенко и Рождественским он состоял в авангарде русской поэзии второй половины XX века.

 

Печатаем по просьбе участников Литкафе 22.11.2019, доступный для понимания анализ поэзии русского авангарда.

https://students-library.com/library/read/45619-avangardnaa-poezia-v-rossii-vladimir-maakovskij

https://web.archive.org/web/20140407072927/http://itmk.it/novita/ivanov о Маяковском

 

Продолжение следует.