Культура

Интервью с Ольгой Александр (парфюмер, Франция)

Compressed file

Ольга Александр, эксперт в области ольфакторной нейро-психодиагностики, специалист тонкой биохимии, преподаватель Высшей Школы Парфюмеров “ESP” (Париж/Грасс), член Французской ассоциации парфюмеров, совладелица галереи нишевой парфюмерии Parfum d’Ambre и бренда Indices Parfums.

- Ольга, скажите пожалуйста, что имеется в виду под «нишевой парфюмерией»? Чем она отличается от обычной, которую мы привыкли видеть в магазинах косметики?

 

В парфюмерии есть несколько категорий парфюмерной продукции. Первый сегмент - масс-маркет. Ароматы, которые мы привыкли видеть на полках в магазинах. Такая парфюмерия выпускается большими тиражами и решение о том, каким будет запах принимает не парфюмер, а маркетолог. Обязательно учитывается, для кого будет выпускаться продукт, для девушек, юношей или для людей более солидного возраста. Модные тенденции также диктуют нам, что мы будем носить в этом году – свежие, зеленые парфюмы или же фруктовые, фруктово-цветочные ароматы. Далее идет сегмент нишевой или артистической парфюмерии. Ее принцип заключается в том, что при создании аромата нет лимита в использовании натуральных материалов. То есть формулы могут быть очень дорогими. И большая часть бюджета идет не на маркетинг, а на создание самого парфюма и, например, на флакон. Флакон, безусловно, тоже может быть произведением искусства. Здесь мы можем найти дома с очень длинной историей, как, например, недавно возродившийся дом Coty. И такие парфюмерные дома имеют формулы, датируемые, скажем, 18м веком. Эти формулы воспроизведены в соответствии с регламентом токсикологии (например, мускус, который на сегодняшний день запрещено использовать в парфюмерии). Парфюмер не ограничен во времени и идеях. Кроме того, сегодня актуальны концептуальные ароматы. Когда парфюм рассматривается, как произведение искусства. Такие парфюмерные композиции не создаются для кого-то, у них нет определенного сектора. При создании таких ароматов парфюмер творит как художник, надеясь, что аромат найдет своего обожателя. В нашей галереи очень много маленьких брендов, которые выпускают ароматы очень небольшими тиражами. Например, всего 300 единиц. И когда их продают – больше нет. Такие экземпляры называются коллекторами, и охотники за парфюмами отслеживают эти ароматы и стремятся заполучить в свои коллекции. Эта ниша предлагается тем, кто любит парфюмерию, тем, кто носит индивидуальные ароматы, иногда даже шокирующие. Такой аромат никогда не оставит безразличным. Есть еще сегмент эксклюзивной парфюмерии. Здесь речь идет о известных марках, которые мы знаем по масс-маркету. Как правило, они создают классические ароматы, например, шипровые, цветочные, цитрусовые, но они будут использовать более качественные натуральные ингредиенты. То есть по их формулам они будут закрывать очень большой сегмент покупателя, то есть они будут нравиться многим, но, не смотря на это, их классическая формула будет безупречна.

 

- А как запахи влияют на нашу жизнь? И насколько сильное это влияние?

 

Обоняние – изумительная сенсорная система. Одна из немногих систем нашего химического чувства. Обонятельная система формируется еще на 5м месяце внутриутробного развития. Уже тогда начинается формирование ольфакторной библиотеки и позитивной, и негативной. Когда малыш рождается, именно благодаря работе обонятельной системы, он может достичь груди. То есть первая функция этой системы - питание. Вторая функция - предупредить нас об опасности. Поэтому ольфакторные рецепторы напрямую связаны с лимбической системой головного мозга. Информация попадает в амигдалу (миндалевидное тело), которое играет роль в формировании эмоций, в частности страха и чувства опасности. На нюх человек может ощущать, что туда ему идти нельзя. Например, улавливая запах гари. Или же испорченные продукты, чей запах будет сигнализировать нам также об опасности их потребления. И третья функция - поиск полового партнера. Причем, важная деталь, партнера, с которым возможно здоровое потомство. Женщины своих мужчин выбирают 100% по запаху. Потом уже добавляются социальные факторы,но если женщине не нравится запах кожи человека, с которым она встречается, то совершенно точно до близости не дойдет. У мужчин эта система работает несколько иначе.

 

- Используются ли запахи в медицине?

 

Так как ольфакторные луковицы непосредственно связаны с лимбической системой, которая, в свою очередь, связана с процессами памяти и эмоциями. Поэтому, когда мы работаем над восстановлением памяти у пациентов с разного рода амнезиями, например, после медицинской комы или после травм, то больше всего мы будем основываться именно на ольфакторную память. Через запах мы можем восстановить от 30 до 70 процентов памяти, в то время как, через зрительные рецепторы лишь до 30.

 

- А что вы можете сказать про запахи и традиции?

 

В русской культуре ольфакторные традиции очень сильные. Начиная от выражений “я его на дух не переношу” или “чтобы духа твоего здесь не было” и заканчивая русской баней, с березовыми вениками. И когда мы собираем березовые ветки на веники, в определенное время, мы их распариваем, эти запахи и играют и терапевтическую роль, и соблазнительную. И парфюмерия вениками имела свою ольфакторную силу при нанесении ее на кожу.

 

- Сегодня тема пандемии еще очень актуальна. Один из симптомов - потеря запаха. Есть ли специальные программы по восстановлению обоняния?

 

Да, действительно, имеются специальные программы, которые помогают восстанавливать наше чувство обоняния. Существуют специалисты, которые специально обучаются, чтобы помогать людям восстанавливать ольфакторные функции. Такое лечение очень индивидуально. Но хотелось бы сразу предупредить наших читательниц, никогда не используйте неразбавленные эфирные масла, этим вы можете серьезно навредить своему здоровью.

 

- Ольга, очень интересно, какой был Ваш творческий и научный путь?

 

8 лет назад мы с мужем открыли галерею нишевой парфюмерии в Брюсселе. Запахи всегда меня привлекали. Я была парфюмерным маньяком еще до этого. И когда мы открылись я организовала ольфакторное ателье, где мы изучали ароматы, слушали разные композиции. И во время этих занятий я замечала очень сильные психологические реакции, провокацию травматических заболеваний и стала искать публикации. Так как моя первая специализации неврология и психопатология, то мне было довольно легко сориентироваться. Постепенно я создала свою методику, которую я преподаю в университете во Франции и с которой я работаю в медицинских центрах. Эта методика направлена на восстановление памяти и восстановлению определенных эмоциональных ситуаций. Кроме того это дает возможность терапии психологических травм. Я работаю много в детской онкологии, мы работаем и с детьми, и с родителями, и с медицинским персоналом, который подвержен очень сильному выгоранию на такой работе.

 

- Скажите пожалуйста, а как обстоят дела с запахами в литературе? Ведь описание запаха - это довольно сложный процесс, не всегда можно найти и подобрать слова для того или иного аромата.

 

Я не буду оригинальна, говоря о “Парфюмере” Зюскинда. Глава об ароматах, а также о запахах, которые неприятны написана просто замечательно. Из русской литературы красивые описания запахов можно найти у Антона Павловича Чехова. Здесь в основном запахи, связанные со вкусом. У Льва Толстого можно найти красивые описания запахов природы. Также природу красиво описывал Бунин. На удивление, очень хорошие и красивые описания запахов вы можете найти в детективных романах. Например в романах Агаты Кристи, просто яркие и удивительные описания. В криминалистике очень активно использовались описания запахов и создавались целые ольфакторные библиотеки с запахами преступников. Были их ольфакторные портреты и собак специально обучали по этой базе данных. Кроме того, конечно, специальная, техническая литература, где очень точно описываются ароматы. Я могу посоветовать книгу Анны Зворыкиной “От гвоздики до сандала. Ольфакторная азбука и путеводитель по миру натуральных ароматов”, все книги Люки Турина, очень много книг на французском языке, к сожалению, не переведенных на русский язык.

 

- А есть ли какие-нибудь красивые парфюмерные истории, связанные с литературой?

 

Да конечно, начиная от запахов, составленных по мотивам литературных произведений или запахов, имеющих непосредственное отношение к ним. Например была история с дневниками одного французского адвоката, который вел дневники со всеми романтическими историями, что с ним приключились. После чего он избавлялся от этих дневников самым неожиданным образом - подкидывал в корзины с покупками, сжигал, а один дневник попал к парфюмеру и на основе содержания этого дневника был создан аромат. В каждый флакон был помещен кусочек страницы и флаконы закончились, когда закончились сами дневники. Кроме того, был создан аромат, вдохновленный запахом свеженапечатанной книги - любимым запахом Карла Лагерфельда и он непосредственно принимал участие в этом проекте.

 

Ольга, спасибо большое за такое подробное интервью. Русский Дом в Брюсселе поздравляет Вас и наших читательниц с праздником 8 марта и желает как можно больше вдохновения этой весной!